Империалистические правители
Но смогут ли империалистические правители удержать свою власть? Это другой вопрос. Могут ли они справиться с быстро растущими силами национально-освободительного движения Индии? Могут ли они найти новые формы и социальную базу для контроля над растущим индийским национально-освободительным движением и подчинить его целям империалистической эксплоатации? От решения этого вопроса — в большей мере, чем от конституционных реформ,— зависит ответ на вопрос о будущем британского империализма в Индии.
Ибо фактически старая Индия безвозвратно отошла в прошлое. Разрушение основ старого социального порядка, проводившееся капитализмом в течение полутора столетий в Индии, теперь уже не может быть остановлено. С разрушением старых основ старые реакционные взгляды и верования, старые культы и барьеры медленно, но неизбежно разрушаются и погибают.
Какое значение имеет принадлежность к какой-нибудь касте на сталелитейных заводах в Джамшедпуре или на бирже в Бомбее? Какую роль может играть общинная система в растущих рядах сельского пролетариата, лишенного своей земли? Развитие буржуазных собственнических отношений разъедает старую социальную систему так же, как поток дешевых английских и японских фабричных изделий обрекал миллионы кустарей на медленное вымирание.
Индия — все еще страна феодальных и полуфеодальных пережитков, паразитов-князей и принудительного труда, страна, где наряду с автомобилями, телеграфом и радио процветает рабство, где рядом с современными трущобами можно встретить древние храмы, в которых торжественно приносятся жертвы. Дух старой системы еще живет, хотя основа его исчезла. Империализм, пытаясь утвердить свою систему эксплоатации, сохраняет старые пережитки и задерживает развитие общества. Но, как это было и в старой царской России, от старых порядков в Индии осталась только одна скорлупа, которая может рассыпаться от прикосновения.