Борьба руководства
Исходным пунктом борьбы руководства оппозиции против «старой гвардии» являлось желание порвать со скомпрометировавшей себя политикой умиротворения империализма и вступить на путь самой решительной борьбы против империализма. В этом отношении оппозиция являлась прогрессивной силой. Но это желание было лишь ее субъективным желанием. Еще не существовало базы для массового движения, которое могло бы сделать возможным такую решительную борьбу. Тем не менее, призыв оппозиции нашел отклик у недовольных средних классов и образованной молодежи, в особенности у бедных студентов и растущей армии безработной или плохо оплачиваемой интеллигенции. Положение последней становилось все более и более отчаянным в XX в., по мере того как обнаруживалась несовместимость прогресса с господством империализма в Индии. Эта интеллигенция не желала больше мириться с призывами к постепенному и мирному развитию, проповедывавшемуся хорошо обеспеченными лидерами высших классов. В периоды социальных преобразований, когда неизбежно крушение старого порядка, такие элементы могут представить собой весьма значительную и активную силу. Но по характеру занимаемого ими положения они не способны реализовать свои стремления до тех пор, пока не найдут себе места в массовом движении, и могут только искать удовлетворения либо в экзальтированных словесных протестах, либо в анархистских индивидуальных i в конечном счете политически неэффективных формах борьбы.
Если бы новые руководители были вооружены современным передовым социалистическим мировоззрением, они поняли бы, что их главная задача и главная задача их •сторонников заключается в создании организаций рабочего класса и крестьянских масс на основе их социальной, экономической и политической борьбы за освобождение, lie знакомые с какой-либо научной социальной и политической теорией, новые руководители видели причину неудачи политики старых умеренных лидеров в их тенденции «отказа от национальных прав» и «подражании Западу» И повели против них наступление. Таким образом, они направили атаку как раз против тех тенденций, в отношении которых старые умеренные лидеры занимали прогрессивную позицию. В противоположность этим тенденциям они искали опору национальному движению во все еще крупных силах социального консерватизма в Индии, в ортодоксальном индуизме и утверждении мнимого духовного превосходства древней индусской или «арийской» цивилизации над «западной» цивилизацией. Они хотели построить национально-освободительное движение, самое передовое движение в Индии, на основе самой устарелой религии и религиозных предрассудков. С этого времени и начинается в Индии гибельное соединение политического радикализма и социальной реакции, которое оказало самое пагубное влияние на судьбы национального движения и последствия которого еще далеко не изжиты.