Политическое единство Индии
Политическое единство Индии необходимо для ее движения вперед — в политическом, социальном и экономическом смысле. Это признается всеми представителями всех школ и всех течений. Бессмысленное разделение Индии, наподобие шахматной доски, на сотни мелких княжеств; полное разделение Индии на две совершенно разных административных системы, распространяющихся соответственно на 45 и 55% ее территории, с невероятно запутанными границами, без всякого видимого смысла или основания — географического, экономического, расового, лингвистического или культурного,— все это является анахронизмом, который следовало бы уже давно уничтожить и сохранение которого является средством поддержания реакционного британского господства в Индии. Ибо, как мы видели, индийские «княжества» искусственно поддерживаются и предохраняются от распада только сильной рукой британских властей, не ради каких-либо интересов индийского народа, а как реакционная опора британского господства, как «дружественные крепости, разбросанные на оспариваемой территории», по словам одного английского государственного деятеля.
Но предложения о федерации ни в коей мере не направлены на преодоление этого расчленения, на уничтожение этих устарелых форм деспотизма и на установление единой административной системы даже в простейшем ее виде. Эти предложения были направлены к упрочению этих реакционных пережитков и к перенесению их в центральное правительство Индии, чтобы укрепить ослабляющуюся власть империализма в Британской Индии и противопоставить их национально-освободительному движению, т. е. тому движению, которое стоит за настоящее национальное единство.
Что такое федерация? Каковы элементарные принцип каждой настоящей федерации? Достаточно только рассмотреть исторические примеры федерации, как, например, Союз Советских Социалистических Республик, чтобы ответить на этот вопрос.