Большая ответственность
Большая ответственность легла на плечи организованного крестьянского движения. Всеиндийский крестьянский союз и его отделения в провинциях последовательно вели агитацию за освобождение лидеров национального движения и за создание национального правительства, мужественно боролись против правительственных репрессий и организовали движение взаимопомощи в снабжении продовольствием и в борьбе против бюрократов и спекулянтов в каждой деревне.
Можно отметить, что в Индии за этот период были достигнуты большие успехи в крестьянском движении. Тысячи и тысячи гектаров целины стали возделываться в Андхре. Сами крестьяне построили огромные плотины и сохранили большие площади земли от разрушения наводнением. В Бенгалии в самые худшие дни голода крестьяне большинства деревень, где имелись кое-какие запасы, собрались, объединили их и отправили часть этих запасов умирающим от голода братьям в голодающих районах. Под руководством Всеиндийского крестьянского союза по всей стране была начата кампания за спасение жителей Бенгалии от голодной смерти. По всей стране крестьяне откликнулись на этот призыв и организовали массовые сборы в помощь Бенгалии. В своих провинциях они организовали продовольственные комитеты, разоблачали спекулянтов «черного рынка», извлекали припрятанные спекулянтами запасы продовольствия для распределения среди нуждающихся. Все помехи и репрессии со стороны местных официальных лиц успешно преодолевались.
Раньше мы уже рассмотрели условия и движущие силы, которые подготавливали и делали неизбежным движение индийского народа за независимость. Эю движение на первой стадии принимает характер национально-демократической борьбы за освобождение от Hhoci Ран — лого господства, сочетаясь с борьбой крес! ьянства за освобождение от ига помещиков и ростовщиков.
С самого начала перед нами встает один специальный вопрос, который все еще часто поднимается защитниками империализма в различной форме на каждой стадии развития. Существует ли индийский народ? Может ли общество, состоящее из различных рас и религий, общество, разделенное между собой такими барьерами, как различие каст, языка и других особенностей, общество, с разными по своему социальному и культурному уровню народами, населяющими огромное пространство Индии, рассматриваться как «нация» или даже когда-либо стать «нацией»? Не является ли понятие «индийский народ» ошибочным перенесением западных понятий в совершенно не подходящие для них условия? Не является ли единство Индии единством, навязанным британским владычеством?