Железные дороги
Железные дороги, плантации, предприятия по первичной обработке сырья и т. п. были созданы англичанами как материальные условия для закрепления Индии в качестве аграрно-сырьевого придатка Великобритании с целью получения наивысших прибылей. При помощи своих капиталовложений британский капитал опутывал экономику Индии, приковывал её к себе. Это был капиталистический метод разделения труда между колонией и метрополией. Именно таким способом и проявлялась империалистическая тенденция к уничтожению экономической замкнутости, к хозяйственному сближению народов и постепенному объединению громадных территорий в одно связанное целое.
Чтобы усилить эксплуатацию Индии как своего аграрно-сырьевого придатка, английский капитализм насадил в Индии ряд крупных капиталистических предприятий. Однако все эти действия магнатов английского капитала в конечном счёте приводили к развитию, хотя и уродливого, разделения труда, к росту товарно-денежных отношений, к развитию капитализма в Индии, которое совершалось, однако, в других условиях, чем в большинстве стран Западной Европы.
Порабощение страны английскими колонизаторами нанесло страшный удар экономике, культуре и всем другим сторонам общественной жизни Индии. Многие ценные ростки в индийском обществе были растоптаны иноземцами, многие ценные культурные достижения уничтожены или украдены.
Когда в стране стали мало-помалу развиваться капиталистические отношения, т. е. к середине XIX в., Индия уже была колонией. В ней политически и экономически господствовал английский капитализм, который в конце XIX в. вступил в монополистическую стадию. Таким образом, индийский капитализм развивался в таких условиях, когда в стране господствовал английский монополистический капитал, а в деревне царил феодально-помещичиГ: гнёт, поддерживаемый колонизаторами.