Теория создания Пакистана
Теория создания Пакистана была основана на представлении об индусах и мусульманах как о двух «нациях». Индусы и мусульмане могут быть смешаны по всей Индии, в каждом ее районе; индусы и мусульмане могут быть членами одной и той же семьи, но они объявляются двумя различными «нациями». Совершенно очевидно, что эта попытка определять национальность по религиозному признаку и определенной степени общей культуры, связанной о религией, противоположна любому общепризнанному историческому и международному определению характера нации. Аналогичным было бы признать «нацией» католиков в Европе. Дальнейшее логическое развитие этого аргумента должно привести к тому, что, если определение национальности совпадает с религией, тогда все мусульмане от Северной Африки до Индии будут представлять единую «нацию» итеория создания Пакистана найдет свое окончательное завершение в панисламизме.
Марксистское определение нации было дано Сталиным в его хорошо известной работе «Марксизм и национальный вопрос»: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры». К этому Сталин добавляет очень важный пункт: ч<Необходимо подчеркнуть, что ни один из указанных признаков, взятый в отдельности, недостаточен для определения нации. Более того: достаточно отсутствия хотя бы одного из этих признаков, чтобы нация перестала быть нацией».