Гражданское неповиновение
В июле 1933 г., после того как Ганди отказали в аудиенции у вице-короля, до тех пор пока не будет окончательно прекращено гражданское неповиновение, руководство Конгресса решило прекратить массовое движение гражданского неповиновения, заменив его индивидуальным гражданским неповиновением. Тогда же временный президент Конгресса издал приказ о роспуске всех орга низаций Конгресса. Правительство никак не реагировало на это, оно лишь усилило репрессии против индивидуальных случаев гражданского неповиновения. В августе Ганди был снова арестован, но освобожден еще до конца месяца после объявления голодовки. Осенью, решив па религиозно-этическим мотивам отойти на некоторое время от политической деятельности, он предпринял поездку в связи с агитацией за права «неприкасаемых». Между тем, борьба, никем не приостанавливаемая и никем не руководимая, продолжалась.
Только в мае 1934 г. наступил конец этой борьбы, которая началась с таким размахом в 1930 г. В апреле Ганди в своем заявлении объяснял причины неудачи движения. Виноваты, оказывается, были массы. «Я чувствую, что до масс еще не дошло откровение сатьяграха из-за его фальсификации в процессе передачи. Мне стала ясно, что спиригуальные инструменты теряют свою силу, когда употреблению их учатся через посредство не спири — туалыюго медиума… Индиферентное гражданское сопро-. тивление многих… не тронуло сердца правителей». Даже переход от массового гражданского неповиновения к индн видуальному гражданскому неповиновению не разрешил этой проблемы бесконтрольного характера любого массового движения. Заключение было выведено с безукоризненной логикой. «Сатьяграха может открываться каж дый раз только одному посвященному». «В данных обстой ятельствах только один — и это я сам — должен временна нести всю ответственность гражданского неповиновения» Таков был финал —reductio ad absurdum—теории Ганди «ненасильственного песотрудничества» как пути для освобождения индийского народа.