Экономическое развитие
Для экономического развития Индии это строительство имело огромное значение. Как уже говорилось выше, британские фабричные товары стали сравнительно широко проникать в Индию задолго до появления железных дорог. Но проникновение это ограничивалось главным образом районами, расположенными на морском побережье и вдоль крупных рек. Основное значение английского экспорта в тот период заключалось в том, что он разрушал экономическую основу общины, отделяя земледелие от ремесла.
Постройка железных дорог в Индии, как и в других колониях, явилась важнейшей сферой применения английского капитала. Однако железные дороги были не только местом выгодного применения экспортируемого капитала. Сооружение их делало доступными для английских промышленных товаров самые отдалённые и глухие уголки огромной страны. Железные дороги ещё больше подорвали основы натурального производства, усилили развитие товарно-денежных отношений. Благодаря росту железнодорожной сети резко увеличилось производство сырья на экспорт. Различные районы Индии всё больше превращались в значительной мере в районы монокультур. Пенджаб специализируется на производстве пшеницы, Бенгалия — джута, Махараштра — хлопка, Ассам — чая, Мадрас — земляных орехов и т. д. Это знаменовало дальнейшее развитие товарно-денежных отношений. Нищета масс усилилась ещё больше, эксплуатация стала ещё более интенсивной и разносторонней.