Единство индийского народа
Единство индийского народа в его борьбе за свободу против империализма и безусловно прогрессивная цель экономического и политического единства будущей свободной Индии не означают, что индийский народ поэтому должен рассматриваться как единое однородное целое. Наоборот, есть большие основания для признания многонационального характера индийского народа. Национальный конгресс уже частично признал эти группировки индийского народа с их разделением по культурным и лингвистическим признакам вместо существующего произвольного разделения на провинции, отметив необходимость полной автономии для этих группировок. Но Конгресс в этот период не дошел до признания национального характера этих группировок и выступал против их права на самоопределение.
Необходимо, однако, провести четкое различие между этим вопросом о многонациональном характере индийского народа и программой Пакистана, выдвигаемой Мусульманской лигой.
Требование о создании Пакистана было выдвинуто Мусульманской лигой в 1940 г. Однако, когда это предложение впервые выдвигалось некоторыми отдельными лицами в 30-х годах, политические лидеры Мусульманской лиги в своих выступлениях перед объединенным комитетом по конституционной реформе в 1933 г. отвергли его как «студенческую мечту» и «не осуществимую на практике химеру». В 1937 г. на очередной сессии Мусульманской лиги была провозглашена цель «установления полной независимости Индии в форме федерации свободных демократических государств». Но на сессии Мусульманской лиги в Лагоре в 1940 г. была принята следующая резолюция:
«Сессия Всеиндийской мусульманской лиги считает, что никакой конституционный план не может быть выработан для Индии или приемлем для мусульман, если он не основывается на следующих основных принципах: 1) географически смежные области должны быть соединены во вновь созданные районы, с такими территориальными поправками, которые могут быть признаны необходимыми; 2) районы, в которых мусульмане находятся численно в большинстве, как, например, в северо-западных и северо — восточных зонах Индии, должны быть сгруппированы таким образом, чтобы составить независимые государства, в которых законодательные органы будут автономны и су — веренны».