Дешёвая рабочая сила
Со второй половины XIX в. в такие портовые города, как Калькутта и Бомбей, регулярно поступает сырьё, предназначенное для экспорта на мировые рынки. Некоторые из этих материалов требовали предварительной обработки: прессовки, сортировки и т. п. В стране в результате колониальной эксплуатации появились значительные массы людей, лишённых средств производства, т. е. очень дешёвая рабочая сила.
Развитие экспортной торговли привело к созданию большого числа мелких предприятий, связанных с обработкой товаров для экспорта.
В 1854 г. в Калькутте Окландом была основана первая джутовая фабрика. Сильным толчком для развития джутовой промышленности явилась Крымская война, когда с мировых рынков исчезла русская пенька. Однако более быстро эта промышленность стала развиваться в последней трети XIX в. Значительные массы экспортируемого из Англии капитала вкладывались в строительство джутовых предприятий. Эта отрасль была основана английским капиталом и находилась под управлением английских капиталистов. Джутовая промышленность отличалась высокой степенью концентрации, что уже в 1886 г. привело к созданию «Индиен джут миллс ассо — шиейшен», которая регулировала производство джута. В 90-е годы индийская джутовая промышленность начинает конкурировать с Данди, а в 1908 г. объём её продукции превысил объём продукции джутовой промышленности в Данди.
В 1913/14 г. в Индии насчитывалось 64 джутовые фабрики с 744 тыс. зеретён и 36 тыс. ткацких станков, на которых работало 216 тыс. рабочих. Индия обеспечивала эти принадлежащие англичанам предприятия дешёвым джутом-сырцом и дешёвой рабочей силой. Основной поток изделий джутовой промышленности шёл на мировой рынок.