Налог земельных собственников
Неру попытался обложить налогом земельных собственников, чтобы провести возможные улучшения. Но этому сейчас же воспротивился районный магистрат, объявив, что всякое подобное предложение явилось бы нарушением различных постановлений и условий владения землей; такой налог падал бы главным образом на владельцев бунгало на гражданских линиях.
Так под просвещенной защитой «цивилизованных» английских господ ревностно поддерживается существование гниющих трущоб, сохраняются условия для беспредельной эксплоатации и рабства индийского рабочего. Иа своих тщательно охраняемых и комфортабельных дворцов европейские лорды правят своим царством убожества и нищеты.
«Ничто не может сравниться по своей нищете, грязи и зловонию с рабочими кварталами в Хоурахе и в северных предместьях Калькутты… Огромное большинство рабочих джутовых фабрик вынуждено жить в этих кварталах. Согласно бенгальскому муниципальному закону улучшать условия этих трущоб обязаны их владельцы, получающие прекрасный доход от нищих обитателей трущоб. Но представители крупного капитала заботятся о том, чтобы статьи этого закона никогда не приводились в исполнение. Невозможно описать условия этих рабочих жилищ — «грязные, полные заразы хижины», как их называют, без окон, труб или печей и с такой низкгй дверью, что для того, чтобы войти внутрь, приходится чуть ли не опускаться на колени. Нет ни света, ни водопровода и, конечно, никаких санитарных удобств. Пробираться к этим домам нужно обычно через узкий, наполненный грязью проход, вокруг которого круглый год, а особенно в периоды дождей, летают мириады москитов и мух…
Условия жизни в некоторых частях Хоураха, второго по величине района Бенгалии, даже хуже, чем в северных предместьях Калькутты. Земля здесь очень дорогая, и поэтому она используется под постройки вся, до последнего метра. Ширина «улиц» не больше одного метра, и в середине каждой, как это бывает и в других фабричных районах, прорыты открытые сточные канавы».
Таковы условия жизни рабочих джутовой — промышлен — НОС1И, эксплоатируя которых европейские компании выплачивают дивиденды в несколько сот процентов, во много раз превышающие первоначально вложенные капиталы.
При тех условиях, которые создались в промышленности к 70-м годам XIX в., возникновение стачечного движения, хотя бы сначала в самой элементарной и неорганизованной форме, стало неизбежным. Имеются сведения о стачке в 1877 г. на фабриках фирмы «Эмпресс миллз» в Нагпуре; причиной этой стачки послужила низкая заработная плата. Между 1882 и 1890 гг. было зарегистри — ровгно 25 стачек в округах БомСея и Мадраса.