Представители индийской крупной буржуазии
Представители индийской крупной буржуазии выражали недовольство политикой английских колониальных властей, которая препятствовала развитию капиталистической промышленности в Индии, так как это мешало росту их прибылей. Однако индийские монополисты никогда не выступали за полную и решительную ликвидацию иностранного ига и феодально-помещичьего землевладения.
Верхушка индийских имущих классов в годы войны на голоде многомиллионных масс крестьянства, на жесточайшей эксплуатации рабочих сколотила новые миллионы и миллиарды рупий, хотя основная часть доходов досталась английскому империализму. Например, железные дороги за время войны принесли прибыль в 4 млрд, рупий, или взять хотя бы стерлинговые авуары, этот прямой грабёж народов Индии. Но всё же достаточно крупные прибыли попали и в руки индийских помещиков, крупной буржуазии и князей.
Ослабление иностранной конкуренции в годы войны, особенно прекращение японского и германского импорта, военные заказы, спекуляция, комбинации на чёрном рынке — всё это принесло английским монополиям, а также индийским крупным капиталистам, банкирам, ростовщикам и помещикам колоссальные прибыли.
Основная часть этих колоссальных прибылей, как и в других отраслях промышленности и в торговле, попадала в сейфы горстки английских и местных монополистов. Приведём пример с двумя сахарными компаниями, находившимися под контролем управляющего агентства «Коттон эйджентс», которым руководила монополистическая группа Бирла. Одна из этих акционерных компаний, «Аппэ Ганджес шугар миллс», в 1941/42 и в 1942/43 гг. получила чистбй прибыли соответственно 190 тыс. и 225 тыс. рупий, а управляющее агентство в качестве комиссионных получило соответственно 119 тыс. и 187 тыс. рупий, т. е. немного меньше, чем все акционеры. Другая компания, «Нью Индиа миллс», имела за те же годы чистый доход в размере 82 тыс. и 45 тыс. рупий, а комиссионных агентство получило 57 тыс. и 62 тыс. рупий.
По данным, приведённым в индийском парламенте, текстильные фабрики Бомбея в 1940—1948 гг. распределяли свои прибыли следующим образом: 38% шли управляющим агентствам, а 46%—акционерам. В Ахмада — баде это соотношение было 70 и 30. Было подсчитано, что 250 агентств получили столько, сколько 1950 тыс. акционеров.
То, что было голодной каторгой для индийских рабочих и крестьян, явилось раем для английских колонизаторов, крупной местной буржуазии и помещиков. Согласно официальным, сильно заниженным данным, прибыли компаний, облагаемых подоходным налогом, поднялись с 470 млн. рупий в 1940/41 г. до 1680 млн. ругтий в 1944/45 г., т. е. в 3,5 раза, а между тем известно, что величина прибылей компаний, которые они скрыли от обложения подоходным налогом, достигала сотен миллионов рупий.