Британская территория

Британская территорияКак мы видели, комиссия Саймона в своем докладе, говоря об индусско-мусульманском антагонизме, была вынуждена отметить два характерных факта: 1) что этот антагонизм существовал преимущественно на территории, непосредственно управляемой англичанами, и почти отсутствовал в индийских княжествах, хотя смешение населения имеется и там, и тут, и границы между отдельными областями чпсто административные; 2) что на британской территории этот антагонизм за последнее время увеличил# ся и что «в Британской Индии в прошлом поколении… общинные беспорядки, которые угрожали бы гражданскому миру, происходили в минимальных размерах». Общинно-религиозные конфликты, Таким образом, являютСя специфическим продуктом британского господства и особенно последнего периода этого господства, т. Е. Периода кризиса власти империализма.

Предположение, что британское господство является основной причиной, способствующей росту общинных конфликтов в Индии, обычно вызывает возмущение и негодование в официальных британских кругах. Но факты — упрямая вещь; факты приводятся в свидетельствах очевидцев, и факты фиксируются в исторических документах. Возмущение и негодование не может служить доказательством и никого не могут убедить, — империализм далек от положения «жены Цезаря», и примеры двуличности империалистов слишком многочисленны, чтобы мировое общественное мнение можно было убедить в чем-нибудь, по-ханжески отрицая очевидные факты.

Для того чтобы представить себе фон, на котором развертывались эти события, необходимо отметить те зачатки социально-экономического соперничества, которые существуют не среди индусских и мусульманских масс, а среди растущей буржуазии. Рост торговли, всякой коммерческой деятельности и распространение образования начались в Бомбее, Калькутте и Мадрасе значительно раньше, чем в мусульманских районах на севере. Комиссия Хантера в своем докладе в 1882 г. отметила, что мусульмане составляют только 3,65% всех имеющих университетское образование. До последнего времени процент грамотности среди индусов значительно выше, чем среди мусульман. Поэтому с ростом индийской буржуазии существовавшее уже соперничество могло легко принять религиозную форму. Крупные помещики-мусульмане с неудовольствием наблюдали рост торговой и промышленной буржуазии и рассматривали это явление как угрозу установления «индусского» господства. Базой для религиозного антагонизма среди растущей буржуазии был конфликт между соперничающими торговыми группами, а также борьба за административные должности, исход которой зависел от преимуществ в образовании, где мусульмане опять — таки отставали. С появлением первых выборных органов система ограниченных избирательных прав, основанная на имущественном и образовательном цензах, оказалась более выгодной для индусов, что побуждало мусульман требовать отдельного представительства. Это в значительной степени облегчало официальным кругам их игру на скрытом индусско-мусульманском антагонизме и помогало им построить на этой основе целую политическую систему.

Похожие записи

  • 08.02.2015 Подпольной деятельность Официальным основателем Национального конгресса был англичанин А. О. Юм, находившийся на государственной службе до 1882 г., после чего он ушел в отставку - и взялся за создание Конгресса. […]
  • 15.05.2025 Классический индийский танец: баратнатьям, катак и другие стили Классический индийский танец – это не просто искусство движения, это целая философия, передающаяся из поколения в поколение, хранящая в себе богатейшее культурное наследие Индии. Он […]
  • 11.12.2024 Коньяк: древние племенные традиции Коньяк – это не просто бренди, это напиток, пропитанный историей, традициями и духом французской провинции. Его производство – это сложный и многоступенчатый процесс, бережно хранящийся на […]
  • 18.04.2016 Как выбрать фильм для всей семьи Собравшись после тяжелого трудового дня около телевизора, семья принимает решение вместе посмотреть какое-то кино. Что же выбрать, ведь сегодня есть большое количество великолепных […]
Интересные записи

Copyright © 2014. All Rights Reserved.