Время войны
Достижения и рост рабочего движения во время войны явились целым историческим этапом в его развитии. После окончания войны рабочий класс оказался, как показала дальнейшая послевоенная массовая борьба, самым организованным, самым дисциплинированным и самым неутомимым борцом против империализма. Рабочее движение объединило и удерживало в своих рядах индусов,, мусульман и «неприкасаемых», несмотря на обостряющиеся конфликты среди лидеров этих групп в общем политическом движении. Рабочему классу по праву принадлежит место боевого авангарда в грядущих боях за национальное и социальное освобождение.
Совершенно неизбежно, что в стране, развитие которой происходит замедленными темпами, как, например, в Индии, находящейся под империалистическим господством, реакционные силы общества приобретают значение, далеко превосходящее их внутренние возможности. Эти отживающие свой век силы помогли англичанам завоевать Индию. С ростом национального движения роль этих отживающих сил становится все более важной и значительной именно потому, что они являются единственными пережитками периода, предшествовавшего британскому господству.
Сохранение определенных социальных слоев, которые были бы союзниками империализма, является условием сохранения империалистического господства. Разделение населения является необходимым условием для поддержания каждого реакционного господства и особенно господства иностранцев. Но английским империалистам нельзя найти прочную социальную опору среди прогрессивных элементов общества, борющихся против империализма. Такую опору им можно найти только среди реакционных элементов, чьи интересы противоположны интересам народа. Мы уже видели, как английские империалисты опирались на класс помещиков, созданный в большинстве своем ими самими при помощи специальных государственных актов. Опорой британскому господству также могут служить различные представители класса капиталистов, торговцы и ростовщики, интересы которых тесно связаны с империалистической системой эксплоатации и которые ищут защиты у империализма, а также различные группы реакционных чиновников. Мы видели, как империалисты оставили сейчас свою роль социальных преобразователей, которую они играли сто лет тому назад, и сохраняют и охраняют, насколько это возможно, все, что есть отсталого в культуре и жизни народа, противопоставляя это национальным требованиям реформ; кроме того, они всячески используют в своих интересах реакционное разделение индийского народа на касты. Но нигде эта политика не проявляется так ясно, как в двух вопросах, которые получили особое значение в последнее время,— это вопрос об индийских князьях или так называемых «индийских княжествах» и вопрос религиозно-общинного деления, особенно в форме индусско-мусульманского антагонизма.