Возрождение старины
В чем причина этого?.. Своим ясным умом он понял, что крайние речи ни к чему не ведут, если они не подкрепляются соответствующими действиями. Он не видел — в перспективе никаких эффективных действии… Кроме того, фоном движения был чуждый его характеру религиозный национализм. Он не хотел возрождения старины в Индии. Он не симпатизировал ей, не понимал ее, и очень, не любил многие старые социальные обычаи, касты и тому подобное; все это он считал реакционным. Он обращал свои взоры на Запад, был увлечен прогрессом Запада и считал, что такой же прогресс может наступить в Индии в результате сотрудничества о Англией.
С социальной точки зрения, возрождение индийского национализма в 1907 г. было реакционным делом».
Этот религиозный базис не вооружал ортодоксальных, националистов для практической борьбы. Он не давал им ни оружия, ни плана действия, ничего, кролю бессильного средства крайнего отчаяния — индивидуального террора мелкой буржуазной интеллигенции, оторванной от массового движения. Но и здесь религиозное возбуждение и подстрекательство к образованию секретных обществ принесло очень скудные плоды, несмотря на шумиху, поднятую вокруг этого испуганными империалистическими правителями, чьи собственные методы массового уничтожения народа, как это было продемонстрировано позднее в Амритсаре, были гораздо более страшными.
-у Когда к 1905 г. создались условия для нового этапа борьбы, оружие, ставшее основным, не имело ничего общего со всеми прежними религиозными и метафизическими размышлениями. Это новое средство борьбы заключалось в экономическом бойкоте. В выборе этого средства сказался буржуазный характер движения; поэтому его поддерживали даже умеренные руководители.