Английские компании
Постройку железных дорог в Индии начали вести частные английские компании. В 1845 г. в Лондоне образуются ;ве компании — «Грет Индиен рейлвей компани» и «Грет Индиен пининсулар рейлвей компани» — для постройки
Железных дорог в Индии. Эти компании добиваются у английских колониальных властей гарантии на получение определённых дивидендов с вложенного капитала. Власти гарантировали им доход с вложенного капитала в размере от 4,5 до 5%, предоставляли землю в аренду на 99 лет и освобождали их от различных платежей. Со своей стороны колониальная администрация получила «право» через 25 лет выкупить железные дороги у компаний. Компании обязались также перевозить почту бесплатно, а войска — по пониженным ставкам.
В 1853 г. вступили в действие первые 20 миль железнодорожного пути, в 1857 г. было уже 288 миль. Но действительно крупное строительство началось лишь после народного восстания 1857—1859 гг., когда колонизаторам пришлось полностью оценить огромное значение железных дорог для поддержания своего господства. Главные цели, преследуемые строительством железных дорог, — военно-стратегическое значение, обеспечение рынков сбыта и источников сырья — определили направление железнодорожных линий.
Пароходное сообщение, открытие Суэцкого канала в 1869 г. в несколько раз сократили путь из Англии в Ин-дию, но одновременно увеличили противоположность между ними: Индия всё больше превращается в аграрносырьевой придаток индустриальной Великобритании. «…Дешевизна машинного продукта и переворот в средствах транспорта и сношений служат орудием для завоевания иностранных рынков. Разрушая на последних ремесленное производство, машинное производство принудительно превращает эти рынки в места производства соответствующего сырого материала.