Введение английской системы
Введение английской системы крупного помещичьего землевладения в измененной форме явилось первой попыткой к решению земельного вопроса западноевропейскими завоевателями. Оно приняло характер известного закона о постоянном земиндарстве лорда Корнуоллиса для Бенгалии, Бнхары и Ориссы, который был позднее распространен и на северную часть Мадрасской провинции. Существующие земиндары, которые в действительности были сборщиками земельного налога, т. е. должностными лицами, назначенными прежними властителями для того, чтобы собирать земельный налог на комиссионных условиях, составили класс крупных земельных собственников. Помещики обязаны были выплачивать правительству твердо фиксированный налог, составлявший /ц всех крестьянских платежей, оставляя себе одиннадцатую часть.
В то время эти условия были очень обременительны для земиндаров и земледельцев и очень выгодны для правительства. Сумма в 3 млн. ф. ст. для Бенгалии, которую земиндары должны были собрать для правительства, представляла огромное увеличение по сравнению с суммой, уплачиваемой прежним правителям. Некоторые из старых известных земиндарских фамилий полностью разорились вследствие налогового бремени; имущество их тут же конфисковалось за долги, а имения подлежали продаже с аукциона. Они были изгнаны новыми правителями за то, что не сумели собрать и внести установленную сумму налога. Появился новый вид мошенников и кровопийц из торгово-ростовщического слоя, которые унаследовали эти поместья и были готовы, не останавливаясь ни перед чем. выжать последнюю монету у крестьянина для того, чтобы выполнить обязательства перед правительством и пополнить себе карман. Таков был характер нового «класса джентльменов-собственников», который, по понятиям того времени, должен был быть создан с помощью закона о по — стоянном земиндарстве. В отчете сборщика налога в Мид — н any ре говорится следующее:
«Система продаж н наложения ареста на имущество в течение очень немногих лет низвела большинство знатных земиндаров до бедственного и нищенского состояния и произвела большее изменение в землевладении Бенгалии, чем когда-либо происходило в какой-либо другой страна в результате простого внутреннего регулирования».