Западный путешественник
Современный «мудрый» западный путешественник, который отправляется в Индию, чтобы посетить бессмертный Восток с целью ли испить из мутного фонтана восточной спиритуалистической мысли, или чтобы «разоблачить» с покровительственным презрением внутреннюю отсталость «матушки-Индии», посещает только музеи средневекового хлама и слеп к живым силам индийского народа. Передовые силы индийского народа ведут борьбу против разделения на касты, против неграмотности, против деградации «неприкасаемых», против религиозно-общинных разделений, против подчиненного положения женщин — против всего, что тянет людей назад. В то время когда в капиталистических странах на Западе читаются ученые лекции о древней индусской цивилизации и ее неизменном характере, передовые организации индийского национально-освободительного движения, пользуясь широчайшей поддержкой подавляющего большинства народа, написали на своих знаменах лозунги демократической программы, уйдя далеко вперед от полудемократии Англии.
Могут ли британские империалисты надеяться сдержать все эти силы и направить их так, чтобы сохранить в целости всю систему эксплоатации индийского народа? Ответ на этот вопрос можно найти не в пустых дискус — гня о либеральных и империалистических надеждах, не в юридических тонкостях конституционных теорий, но в экономической основе империализма.
Колоссальные задачи стоят перед народом Индии. Нидия — отсталая страна, страна с замедленным развитием, страдающая от болезней, нищеты большинства населения и паразитизма богатых, как ни одна другая страна — мира. Контраст между неограниченными естественными богатствами и возможностями Индии и нищетой и страданиями ее народа бросается в глаза всякому наблюдателю любого социального и политического направления.