Общее происхождение
Из этого видно, что мусульмане в Индии не могут быть названы одной «нацией». Их языки различны, территории различны и культура различна. Этнически они различны. Единственной общей чертой мусульман Патана и Бенгалии является религия и некоторые остатки старой культуры. Но этого недостаточно для того, чтобы создать нацию. Евреи в старой русской империи жили на различных территориях и говорили на различных языках. Сталин отказывается называть их нацией по следующим основаниям:
«…если что и осталось у них общего, так это религия, общее происхождение и некоторые остатки национального характера. Все это несомненно. Но как можно серьезно говорить, что окостенелые религиозные обряды и выветривающиеся психологические остатки влияют на «судьбу» упомянутых евреев сильнее, чем окружающая их живая социально-экономическая и культурная среда?»
Вопрос, о котором идет речь,— не просто формальный вопрос определения нации. Если бы это был только вопрос терминологии, спор был бы бесполезным. Но ложная в своем отправном пункте попытка образовать нацию по религиозным признакам ведет к очень серьезным политическим последствиям.
Поскольку нация может существовать только на какой-то определенной территории, эта «теория», созданная политическими теоретиками, а не естественно возникшая, приводит к попытке искусственно выкроить территорию для предполагаемой «нации». Если рассмотреть, что собой представляет Пакистан с точки зрения географии, слабость этой «теории» становится очевидной.
Шесть провинций, которые должны войти в Пакистан «в своих теперешних границах», имеют население 107 млн. человек. Из них мусульмане составляют 59 млн., или 55%, а немусульмане —48 млн., или 45%. Таким образом, не — мусульмане будут составлять почти половину этого мусульманского государства, а 35 млн. мусульман, или /б мусульман в Индии, будут жить вне его. Это иллюстрирует очевидную ограниченность всяких попыток разрешить религиозно-общинную проблему тесно переплетенного индусско-мусульманского населения путем произвольного разделения территории. Восточный Пенджаб населен в своем большинстве немусульманами; сикхи заявили о том, что будут упорно сопротивляться включению их в какое-либо мусульманское государство. Западная Бенгалия, включая Калькутту, также в основном немусульманская. В Ассаме на выборах прошло большинство немусульманских кандидатов, а Северо-западная пограничная провинция, населенная по преимуществу мусульманами, является оплотом Конгресса.