Колебания индийской буржуазии
Колебания индийской буржуазии в решении аграрной проблемы объясняются не только единством интересов и тесными связями ее с классом помещиков, но также и страхом, что аграрная революция освободит народные силы, которые уничтожат ее собственные классовые привилегии и всю основу капиталистической собственности и эксплоатации. Английский империализм сознательно и последовательно использует эту боязнь, чтобы парализовать оппозицию индийской буржуазии и таким образом ослабить национальное движение изнутри. В этом духе высказался уже в 1924 г. лорд Хейли в законодательном собрании, чтобы предупредить индийскую партию свараджистов:
«Все, напоминающее настоящую революцию, в Индии будет иметь самые губительные последствия для того класса, который представлен сейчас в законодательном собрании и провинциальных советах, потому что среди невежественных масс Индии политическая революция очень скоро превратилась бы в социальную».
С этим можно сравнить характерное высказывание Ганди в его газете «Хариджан» в январе 1940 г.
«Меня предупредил один из членов Конгресса, имеющий большое влияние, что, как только я объявлю кампанию гражданского неповиновения, я на этот раз встречу потрясающий отклик. Все рабочие и крестьяне во многих частях Индии объявят, как он уверяет, одновременную забастовку. Я сказал ему, что, если это случится, это поставит меня в очень затруднительное положение и спутает все мои планы… Я надеюсь, что нельзя предполагать, чтобы я умышленно начал борьбу, которая окончилась бы анархией и красной опасностью».
Страх перед «красной опасностью» fc связи с действиями рабочих и крестьян — знакомый язык реакционеров всех стран. Этот страх создает общую платформу для британского империализма и национальной буржуазии.
Совершенно несомненно — и это становится все более ясным индийскому прогрессивному общественному мнению,— что последовательное разрешение проблем Индии может быть достигнуто только социалистическим путем. Только социалистическая промышленность и коллективное сельское хозяйство смогут, наконец, предоставить средства, при помощи которых Индия поднимется из мира трущоб в мир обилия и счастья. Только мощное общественное движение рабочего класса, выросшего до руководящей роли, и трудящегося крестьянства, освобожденного, от оков, в сотрудничестве с наиболее прогрессивными элементами интеллигенции сможет окончательно расчистить «авгиевы конюшни» и построить новое общество в Индии.
Это будущее Индии — не так уже далеко, как это может показаться случайным наблюдателям. Промышленный пролетариат и пробуждающиеся массы крестьянства выдвигаются все яснее на передний план политической жизни Индии.
Когда рабочий класс достигнет своей полной зрелости под руководством коммунистической партии, вооружающей его марксистской теорией, когда он войдет в союз с массами беднейшего крестьянства и сельскохозяйственного пролетариата, которые уже создают свои крестьянские союзы, тогда назреют условия для создания индийской республики трудящихся, представляющей демократические силы рабочих и крестьян в союзе с передовой интеллигенцией, которые общими усилиями смогут заложить фундамент социальной реконструкции на пути, ведущем к социализму.