Финансовый капитал
Как известно, для финансового капитала характерно господство над чужим капиталом. Монополисты используют для своего обогащения и контролируют огромные массы не принадлежащего им капитала. Различные методы такого подчинения, вроде системы участий, достаточно хорошо известны. Однако финансовый капитал контролирует не только «отечественный капитал», т. е. капитал более мелких капиталистов своей страны. Он также стремится урвать часть доходов, полученных имущими классами других стран. Очень важное значение системы управляющих агентств заключалось в том, что она позволяла финансовым магнатам Сити использовать для своего обогащения крупные массы индийского капитала.
Экспортируемый в Индию английский капитал при помощи системы управляющих агентств получал возможность использовать значительные суммы индийского капитала. В начале своей деятельности, особенно в прошлом столетии, предприятия, плантации и т. д., основанные английскими управляющими агентствами, должны были ориентироваться главным образом на свой собственный капитал. Но по мере развития капитализма в самой Индии, по мере укрепления английских акционерных компаний и т. д. часть акций этих предприятий начинала циркулировать на бирже и переходить в руки местных имущих классов.
Продажа то большего, то меньшего числа акций подопечных компаний была выгодна английским управляющим агентствам и по другим причинам. Благодаря этой продаже они снова получали крупные массы капитала. которые можно было применять для основания но-, за счёт деятельности мелких и средних капиталистических предприятий. Примером этому может служить известная, особенно на юге Индии, английская монополия «Коммонвелз траст», действовавшая и в Западной Африке.
Предшественники этой компании, которая официально была образована в 1911 г., ещё в 1859 г. стали предоставлять работу местным ручным ткачам Малабара, которые изготовляли для них ткань «калико». В 60-е годы XIX в. ими были построены также несколько фабрик по производству черепицы для крыш. В 1874 г. основываются строительные мастерские в Мангалуре, а в 1890 г. в этом же городе строится трикотажная фабрика. В XX в., не довольствуясь эксплуатацией ручных ткачей на дому и на предприятиях типа мануфактур, компания строит крупную текстильную фабрику в Каннануре.
Эта английская монополия выступала и в качестве скупщика у ручного ткача, работавшего на дому, и владельца мануфактуры, и крупного фабриканта.