Система федерального законодательства
В-третьих,— и что особенно удивительно для всякого понятия «федерации»,— нет никакой системы федерального законодательства или администрации, установленной для федерации в целом. Нет никакой декларации прав граждан федерации. Подданные князей остаются бесправными, законы федерации на них не распространяются. Но деспоты-князья должны входить в число членов федеральных палат и вырабатывать законы для якобы свободных граждан Британской Индии. Федеральное законодательное собрание должно издавать законы не для федерации, а лишь для части ее — Британской Индии. Существовало ли когда-нибудь такое явное противоречие самому понятию федерации? Совершенно очевидно, что так называемая «федерация» не принесет изменений или более тесного союза для Индии в целом, а лишь усилит реакционные элементы в Британской Индии.
Таким образом, необходимо понять с самого начала, что вопрос о федерации отнюдь не был вопросом политического единства Индии, которое необходимо и признается всеми как необходимое и которое неизбежно наступит. Так называемая «федерация» по этой конституции была лишь планом антидемократического устройства, при котором все недостатки существующего политического разделения и система деспотических княжеств оставались нетронутыми и вводилась новая реакционная сила в ту часть Индии, которой удалось добиться некоторых ограниченных полу — демократических институтов и где национально-освободительное движение быстро развивалось.