Политическое единство
«Политическое единство всей Индии, хотя и никогда полностью не достигнутое, являлось ьековечным идеалом народа. Идея о едином общем государе проходит через всю санскритскую литературу и подчеркнута во многих историчео их надписях. Предание о собрании наций на битву у Курукшетра, как об этом рассказано в «Махаб — харата», заключает в себе убелдевие, что все индийские народы, включая и народы крайнего юга, были объединены крепкими узами и общими интересами. Еврогей — ские писатели, как правило, больше замечали разделение, чем единство Индии. Исключением является Джозеф Канингхем, обладающий необыкновенно независимым духом. Говоря о страхе сикхов перед английской агрессией в 1845 г., он сделал проницательное и правильное наблюдение, что «Индостан, более того, территория от Кабула до Ассамской равнины и остров Цейлон рассматриваются, как одна страна, и история ее ассоциируется в умах народа с господством одного монарха или одной расы». Индия поэтому обладает и всегда обладала более, чем в течение 2 тыс. лет, идеальным политическим единством…
Индия, вне всяких сомнений, имеет глубоко заложенное фундаментальное единство, гораздо более прочное, чем то, которое могло быть создано географической изоляцией или политической властью сюзерена. Единство берет верх над бесчисленным различием крови, цвета, языка, одежды, образа жизни и сект».
Но еще более важно paccMoipeib нынешнюю степень единства, и здесь необходимо сказать о тех делениях, которые так рельефно выставляются и подчеркиваются империалистической пропагандой в качестве оправдания необходимости продолжения британского господства.